"Джедайские техники" Максим Дорофеев

Привет.

На очереди книга Максима Дорофеева, которая никак не хотела умещаться в неделю.
Тем не менее, конспект готов, с моими комментариями.

А сначала выводы:

1. Однозначно, обещанные мной прямые эфиры каждое воскресенье в ИГ в 8 утра стимулируют меня лучше всего остального читать книги.
Не только читать - адаптировать их в доступную форму, я же должна поделиться квинтэссенцией.
Результат: мое чтение стало систематичным и упорядоченным. Каждую неделю - новая книга.

2. Готовя конспект, я вылавливаю из книги самое ценное. И если раньше  это хранилось в моей оперативной памяти, где благополучно забывалось, то теперь самое ценное хранится как минимум в двух местах:
*на моем сайте (уже загружаю)
*врастает  в мой тезаурум, потому что "если хочешь что-то усвоить лучше - научи друга"

А я же по горячим следам после книги сразу идеи несу в массы. Перед тем, как проговорить их в прямом эфире, я еще готовлюсь, перечитываю пару раз конспект, выделяю самое важное и проговариваю своими словами.

3. Вдохновившись сама от себя, я внедряю из книги что-то в свою жизнь обязательно. Это обогащает по ощущениям. В долгосрочной перспективе это наполняет до тех самых пор, когда уже ощущается зуд что-то делать...

На примере книги Максима обязательно подчеркну этот момент.


Ну а теперь приступим к зернам

"Джедайские техники" Максим Дорофеев

Сам Максим написал в предисловии:

В этой книге нет ничего такого, что изобрёл я сам. В этой книге конструкция из знаний и навыков, которая разобрана на части и сплавлена заново. 

И я согласна: такое огромное количество теорий и техник я еще не встречала. Местами я продиралась, в прямом смысле через трудный текст для меня. Из чего сделала вывод, что до некоторых тезисов еще не доросла своим гуманитарным умом  - нужно переквалифицироваться в математики)

Глава 1. Как мы устроены. 
Практически всегда, когда стоит выбор между важным и срочным делом, мозг стремится выбрать... понятное дело. 
Если ни срочное, ни важное не понятны мозгу, тогда он с лёгкостью находит понятное в другом месте. Например, посмотреть котиков в фейсбуке. 

Согласно модели Тима Урбана в голове человека расположен пульт управления им. 
Там же обитают два персонажа: рациональный тип, ответственный за принятие рациональных движений. 
И обезьянка, движимая желанием сиюминутного удовольствия. Обезьянку интересует только быстровыполнимые, интересные и импульсивные желания. 
Для неё есть только здесь и сейчас и она желает сделать это время веселее и приятнее; именно она держит пульт большую часть времени. 

Впоследствии, эта теория мне ложилась на сердце все больше и больше. Я так часто стала встречать подтверждения того, что обезьянка рулит нами.

Если понаблюдать за собой можно заметить, что мозг способен расходовать энергию быстрее, чем организм успевает ее поставлять. У нас есть запас этого мыслетоплива. 

Для меня,  мыслетопливо - это чистейшая энергия, мотивация в некотором смысле. И то, что я периодически истощаюсь - это само собой разумеется. И этот факт бессмысленно отрицать. И стремиться стать роботом неустающим тоже бессмысленно. 
А вот что можно сделать, когда приполз домой измотанным. 
Спроси себя... нет, не что меня измотало.... вот как раз эта формулировка себя зарекомендовала как бесполезная, ибо я знаю, как включаются защиты.... 
Спроси-ка себя: а после чего именно я вдруг так "вытек".. 
а вот эта формулировка показала, что обратившись к хронологии дня, становится понятна и причина... вопрос ведь к объективной реальности событий..

Все виды произвольных умственных усилий тоже расходует мыслетопливо. 
Наша рабочая память устроена так, что даже процесс запоминания происходит через мышление. Простая задача удержать шесть цифр - существенно уменьшает возможность мыслить и контролировать себя. 
Каждый раз когда вас просят что то сделать а вы отвечаете: да-да, я запомню, вы тут же сильно снижаете свою способность думать. 

Максим вообще в своей книге очень часто утверждает, что наша святая обязанность - это думать. 
Именно на это в первую очередь следует расходовать мыслетопливо, а значит в первую очередь браться за те задачи, которые потребуют умственной деятельности, иначе после выполнения мелких задач с утра энергии уже не останется.
И я вспомнила как на тренингах мы обсуждаем внедрение стратегического часа именно с утра. 
Теперь паззл сложился, потому что на вопрос: почему утром? есть внятный ответ: потому что есть чем думать стратегически... а не остатки-капли от насыщенного дня...

Глава 2. Как с этим быть. 
В любой непонятной ситуации думай. Универсального правила как быть продуктивным хочется всем, чтобы действовать, не думая каждый раз, чтобы включил алгоритм и сразу стал продуктивным. 
Это нужно для того, чтобы сберечь мыслетопливо - делать что-то на автомате. Имея регламенты. 
Чем масштабнее и сложнее задача, тем более склонен исполнитель к прокрастинации. 

Именно поэтому главное правило составления плана - это дробить "до трусов", придумалось такое на одном из тренингов. Любую сложную задачу, приняв ее, необходимо переработать. Иногда требуется только раздробить, чтобы проект двигался. А иногда переформулировать..

Практики экономии мыслетоплива. 
Сэкономленное мыслетопливо обязательно нужно тратить на то, чтобы начать думать, когда это может понадобится
У большинства огромная доля доступного мыслетоплива уходит в никуда. Избавиться от этих утечек довольно просто:

Минимизировать повторные мысли
Уменьшить вредные переключения
Доверять своей системе (имею ввиду, что если ты в здравом уме составил для себя план действий, то почему назавтра ты решил, что он не состоятелен, надо на него плюнуть и импровизировать. Если план составил - придерживайся, сэкономишь мыслетопливо)

Регулярно восстанавливаться (хорошо бы знать, что тебя может реабилитировать, какие способы у тебя есть в арсенале?)
Правильно формулировать задачи (в неопределенной глагольной форме, отвечает на вопрос: что нужно сделать? как говорит Максим, формулировать так, чтобы задачу выполнить было легче, чем записать)
Регулярно очищать инбокс
Разгрузить рабочую память (записывать просто все подряд - не расходуя свое мыслетопливо на запоминания, помнищь?)
Отключить лишние будильники и уведомления
Работать помидорами

Как восстанавливаться. 
Правильно функционировать - это значит кратковременно испытывать стресс (физическая и когнитивная нагрузка), а потом позволять своему организму восстановиться. 
Важно понимать, что любое развитие происходит в точке покоя. Мышцы растут, когда мы отдыхаем. Мозг усваивает и упорядочивают информацию в пассивном режиме. 

И эта идея мне очень откликается, потому что не раз ощущала на себе, что если у меня идут чередой какие-то интенсивные процессы из разных сфер, то я просто не успеваю ассимилировать. 
Иногда бывает так всё насыщенно, что мне требуется просто побродить мыслями и взглядом.. 
Остаться одной. Иногда динамика такая, что требуется, просто требуется ручку и ежедневник взять и самое ценное зафиксировать. 
Но в любом случае после интенсива, мне требуется пассивный отдых в одиночестве.

Заставлялка себя использует тот же ресурс мыслетоплива. 
Мои многочисленные подтверждения то там, то сям, что сила воли ресурс истощаемый. Хорошая новость в том, что заставлялка антихрупкая. 

Вот именно ради этого момента, я считаю, стоит почитать Макса Дорофеева в оригинале, а не в сокращенной и адаптированной версии. А также Нассима Талеба и его "Антихрупкость". Потому что понятие антихрупкости, на мой взгляд, очень новое и очень вписывающееся в настоящие реалии.

И вот здесь удачно вписывается анонс)
Во второй половине июля мы с одной пока инкогнито персоной планируем эклектичный тренинг, состоящий их двух частей: планирование и анти-планирование.
Результат, и сценарий, к слову, тоже, обещают быть непрогнозируемыми. Обязательно подробнее расскажу, когда придет время. Но этот проект меня по-хорошему возбуждает невероятно.

Попытки удерживать что-то в рабочей памяти серьёзно повышают когнитивную нагрузку и приводят к увеличению затрат мыслетоплива. 

Правильно формулировать задачи - снижает интенсивность мыслительной жвачки. Правильная формулировка задачи минимизирует повторные мысли - спорный вопрос
Чтобы незавершенное дело перестало нас тревожить нужно сформировать план его выполнения. Он не должен быть максимально подробным. Достаточно первых шагов. 
Важна и формулировка. Нередко задача выполняется сразу после переформулирование. 

Чтобы список задач приносил реальную пользу необходимо: 
  1. Чтобы формулировка задачи отвечала на вопрос: что нужно сделать?
  2. Одношаговый действие. Чтобы выполнить проще, чем записать
  3. Задача должна вмещаться в помидор

Программы для управления списком задач. 
Много. Неидеальны все. 
Какую бы вы ни выбрали, она будет в чем-то для вас неудобной. Учтите. Что на каждую программу требуется время на адаптацию. Просматривать свой список задач должно быть удобно отовсюду. 
Используйте единый список задач для работы и для личной жизни. Как ни странно, это правильный способ быть продуктивным.

Каким не должен быть список: 
*Иерархическим. Он должен быть примитивным списком. 
*С помеченными приоритетами. Приоритеты расставляются сверху вниз. 

Но в конечном счёте неважно, куда вы записываете свои задачи. Важно как вы их формулируете и как часто обозреваете. 
И тактические, и стратегические нужно держать перед глазами. 

Это для меня очевидная базовая вещь, которая проскакивала область сознания. И вот теперь, когда я ее прочла глазами и осознала мозгом - она меня восхитила, еще раз - СПИСОК НУЖНО держать перед глазами. Список целей, в первую очередь. Держать перед глазами, Таня. Сверяться с ним. И потихоньку дальше жить-работать. В прошлом посте я развила эту мысль чуть больше.

Для пишущей от руки братии:
Используйте стикеры, а не вычёркивайте задачи из списка. 

Оу-е. Это же и моя мысль)))
Как чудесно, что мы с Максимом одновременно, небось, додумались до такой гениальной мысли. 
Хотя до недавнего времени я тоже заблуждалась, что изобрела метод обратного планирования, когда 300 лет назад уже уже разок проделал Франклин)
В общем, пропалывая разные варианты ведения планера я начала использовать стикеры для гибких дел и тебе рекомендую, тем более, что кое-кто из моего окружения этот инструмент уже опробовал и остался сильно, сильно доволен...

Макс называет еженедельное планирование еженедельный обзор. 

О*кей. Мне тоже нравится. Здесь надо придерживаться одного правила - обзор должен быть лёгким и быстрым. 
Зачем переформулировать задачу, которая перенесена уже дважды? Чтобы избежать баннерную слепоты, когда вы одну и ту же формулировку перестаете видеть. 

Уменьшить вредные переключения. Это один из пунктов потери мыслетоплива. 

Легкость переключения между задачами сказывается на нашей способности к обучению. 
При наличии холостой работы мозга сразу после поступления новой информации, последняя усваивается лучше. 

Для комфортного уровня жизни нам не помешают некоторые навыки защиты мозга от вмешательства. 
Ключевую роль в захвате нашего внимания играют уведомления. О том, как кто-то незнакомый в соцсетях нас отметил. Отправил нам комментарий. Это информация не имеет значения в нашей жизни, но это используется какими-то людьми. 
Стараться противостоять переключениям, к которым подталкивают уведомления рискованно и бессмысленно. Если в момент уведомления вы будете использовать волевой ресурс, то у вас будет все меньше шансов противостоять следующему. 
Обезьяна реагирует каждый раз когда приходит оповещение. 
Что делать? Просто отключить оповещения 

или сделать так чтобы их было неудобно посматривать. Например, каждый раз выходить из соцсетей, а чтобы войти надо ввести логин и пароль. 
И еще один способ - сесть и в среду сократить свой список чтения в ИГ. Оставив только те, у которых ты будешь чему-то учиться. 

С какого дела начинать день? Если начать с мелких - израсходуется мыслетопливо быстро. 

Речь про образ жизни. Это тоже то, ради чего стоит почитать книгу Максима. Я сейчас своими словами.

Планирование - это образ жизни. 
Упорядоченность. Последовательность. Приоритетность. Монозадачность. Ориентация на результат. 
Ты хочешь точечно поправить без изменения контекста или дальше так жить? Задай себе вопрос когда начинаешь проект. 

Основное отличие проекта от образа жизни - цели проекта можно достичь одним мощным рывком, результат же образа жизни достигается при условии равномерного и ежедневного стремления к нему. 

Для того чтобы успешно справляться с задачами нам необходимы три вещи:
  1. Видение конечного результата. В самом начале это видение может быть нечетким. Оно будет уточняться, возможно вплоть до самого последнего этапа.
  2. Ближайшее целевое состояние. Это уже понятный промежуточный результат. 
  3. Следующий конкретный шаг. 
Различие между выдающимися достижениями и посредственными результатами практически незаметны. 
Если задачи типа "должно быть" требуют от нас довольно много сил и мы выполняем их в первую очередь, то для достижения результатов на качественно новом уровне нам потребуются незначительные дополнительные усилия. 

Новая мысль и шикарная для меня. Задачи "должно быть" - это рутина и они мной выполняются с большим трудом. Но когда ты уже начал что-то делать, задай себе вопрос: а что я могу сделать чуть больше?

Причина многих бед в планировании - в том что мы ставим в план столько задач сколько нам надо выполнить, а не сколько мы можем выполнить. При попытке впихнуть невпихуемое  есть два последствия:
  1. Выпихивается ранее впихнутое. Шансы вытесненнной работы быть завершенной стремятся к нулю. 
  2. Уменьшается предел впихиваемости. Чем больший объём работы мне пытаются впихнуть, тем меньше полезной работы я могу сделать. 
Перейти от впихивание к вытягиванию - ключевой принцип эффективных производственных систем. 
Перейти к такому принципу очень непросто. 
Поскольку работы очень много, возникает естественное обезьянье желание как можно быстрее с этим разделаться. 
Для чего нужно сразу схватиться за большое количество дел. А если часть дел будет простаивать из-за участия третьего лица, а ждать мы не можем, то мы будем браться за ещё большее количество дел. 
Для перевозбужденной обезьяны нет ничего страшнее, чем ждать когда вокруг столько работы. Но до варианта "ускорить получение результатов по уже начатым делам" обезьяна додуматься не в состоянии. 

Макс говорит что многозадачность - это не одновременное ведение дел, а одновременное ведение нескольких проектов. 

От себя добавлю что последовательное, естественно. 

Если у вас есть список идей, то к нему нужно периодически обращаться. Создайте для себя повторяющуюся задачу - провести один помидор в инкубаторе идей. 

Даже ежедневную задачу - проводить помидоры в инкубаторе. Под инкубатором имеется ввиду место и время, когда вы варитесь в своих идеях. В моей теории это называется стратегический час. Если ты на тренинге ни разу не бывал, то вот главный вопрос стратегического часа утром: что я могу сделать для своего развития?

Если раньше вы не пытались вести списки, то в какой то момент можно испытать сильный стресс от огромного количества несделанного. 
Раньше часть ваших дел "падала на пол" и вы о них забывали. 
Сейчас вы тоже будете делать не все. К сожалению, решать что именно не делать, придётся вам, а не особенностям вашей памяти. 

Если в вашем списке задач отсутствуют личные, то в долгосрочной перспективе это снижает продуктивность. 
Смешивать рабочие и личные задачи в одном списке оказалось продуктивно. Задачи личные и профессиональные должны бытьсоизмеримыми. 

Таня. Вносить в свой список и личные. Потому что если будут только рабочие. То и делать ты будешь только работу. 


Ну вот и закончен конспект. Надо сказать, что это не было легкое чтиво.
Но однозначно я вернусь к нему еще раз, потому что есть ощущение, что я многого не постигла.
Информация так концентрирована, что не переваривалась, я пропускала целые куски, потом к ним снова возвращалась.
Именно поэтому у меня не сложилось целостного и удовлетворительного впечатления.

В декабре читну еще раз)

Комментарии

Популярные сообщения